Об
этом
уникальнейшем
полностью землебитном
дворце,
который по
праву стал
эмблемой г.
Гатчины
нужно
рассказать
подробнее.
Автор
Приората - Н.
Львов. Его
деятельность
в области
архитектуры,
поэзии,
музыки,
изобретательства,
геологии
проникнута
глубоким
патриотизмом.
С
присущей ему
увлеченностью,
стремясь
сохранить
российские
леса от
вырубки, а
крестьянские
избы от
губительных
пожаров,
опустошавших
целые
губернии, Н.
Львов стал
ратовать за
возведение
домов из
негорючих
материалов.
Не будучи
первооткрывателем
технологии
земляного
строительства,
он являлся
страстным и
убежденным
ее
сторонником
и
пропагандистом.
Подготовив
руководство
для крестьян,
как строить
избу из земли,
в целях
повсеместного
распространения
невиданных
на Руси
построек "из
умятой земли",
он добился в 1797
году от
правительства
Павла I
учреждения "Училища
земляного
битого
строения"
для
обеспечения
сельским
жителям
здоровых,
безопасных,
прочных и
дешевых
жилищ.
Училище
размещалось
в имении
Львова в селе
Никольском
под Торжком в
Тверской
губернии; оно
подготовило
свыше ста
человек,
обученных
возводить из
земли жилые
дома, скотные
дворы,
конюшни,
ограды,
делать
всякого рода
фундаменты,
покрывать
сельские и
хозяйственные
строения
особого рода
черепицею.
Со своими
учениками,
для которых
он добился
освобождения
от воинской
повинности,
Львов строил
почти
одновременно
земляные
казармы в
Торжке для
эскадрона
драгунского
полка, дома в
Москве,
Павловске,
домик в
Арапакозях
под Гатчиной.
Последний
был закончен
осенью 1797 года.
С
соломенными
шторами на
окнах,
с потолками
столярной
работы домик
был подарен
Павлом I
фрейлине Е.
Нелидовой.
Таким
образом,
приступая к
Приорату,
Львов имел в
своем
распоряжении
опытных
мастеров,
владевших
практическими
навыками в
возведении
различных
землебитных
построек.
Создание
Приората
должно было
убедить
правительственную
администрацию
в
необходимости
изменения
вековой
строительной
практики в
русской
деревне.
Приоратский
дворец -
первое
землебитное
здание в
стране (оказавшееся
единственным
из-за
преждевременной
смерти Н.
Львова),
которое было
задумано и
создано как
художественный
ансамбль,
воплотивший
новаторские,
строительные,
инженерно-технические
и чисто
эстетические
принципы
архитектора. 4
декабря 1797
года генерал-адъютант
Г. Кушелев
уведомил П.
Обольянинова,
управляющего
Гатчиной: "Построение
в городе
Гатчине на
Черном озере
земляного
домика по
представленному
Вашим
превосходительством
плану и смете,
сделанной
статским
советником
Львовым [...] Его
Императорское
Величество
высочайше
повелеть
соизволил в
будущем году
произвесть".
Но не
дожидаясь "будущего
года" и даже
утверждения
бумаг, Львов
еще в
сентябре
того же 1797 года
приступил к
рытью рвов у
Черного
озера для
фундамента.
Основной
объем
строительства
был проведен
в 1798 году, в
сентябре 1799
года Приорат
полностью
завершили.
В
пояснительной
записке,
приложенной
к чертежам
Приората в "Атласе
игуменства,
построенного
в Гатчине"
Львов писал: "Долина,
на которой
расположено
строение
земляного
Игуменства,
лежит между
двух гор в
конце
Черного
озера в
Гатчине,
окружена с
трех сторон
лесом, а
четвертой
водою. С
полуденной
стороны
приезд к
воротам по
правому
берегу сухим
путем, а с
северной
стороны к
пристани и
водою.
Все
строение
сделано из
чистой земли
без всякой
примеси и без
всякой
другой связи,
кроме полов и
потолков,
особым
образом для
того
устроенных.
Ограда и две
приворотные
будки для
жилища
превратных
служащих
сделаны
особым
образом от
прочего
строения. Они
построены из
четверо
угольных
земляных
глыб, сбитых в
станке во
время дурной
погоды и
известью в
стене
соединенных.
Внутренняя
сторона оных
оштукатурена
обыкновенною
обмазкою, а
наружная
оставлена
без всякой
штукатурки
для
показания
швов, коими
соединены
земляные
камни.
Приворотные
будки
построены в
два этажа,
внутри
оштукатурены
посредством
скипидарной
воды с
размешанною
в оной
известью.
На правую
руку из ворот
земляная
битая кухня
более
половины
своей высоты
в горе
построена,
внутри
оштукатурена
обыкновенным
образом, а
снаружи
спрыснута
скипидарною
водою и
затерта
только по
земле.
Главный
корпус, сверх
фундамента
каменного
построен
весь из земли,
набитой в
переносные
станки, ни
внутри, ни
снаружи (кроме
окон) не
оштукатурен,
а затерт
только по
земле
скипидарною
водою.
Высота
комнат
нижнего
жилья от полу
до потолка 5
аршин 4 вершка;
верхнего же
жилья
комнаты
имеют высоты
от полу до
потолка в
касетонах 5
аршин 3 вершка.
А все
строение от
горизонта
воды до
кровельного
шалома 4
сажени 2
аршина.
Башня [...]
построена из
парицкой
плиты, высоты
имеет к
горизонту
воды до
верхней
звезды 14
сажен с
половиною.
Толстота
стен один
аршин. В
средине
башни
сделана
круглая
каменная
лестница. Во
всем
строении
оной, кроме
лантерна не
употреблено
ни одной
железной
связи.
Дорическая
колонна и
навес
поддерживающая,
сделана
также из
чистой земли.
Капитель и
подножная
плита из
пудовского
камня, из
которого и
вся
набережная
сторона
оградной
стены
построена.
Все строение
покрыто
железом,
кроме ограды,
закрытой
прямой
черепицею".
В этом
кратком
пояснении, не
сохранившемся
до наших дней
в оригинале,
Львов глухо
упоминает об
одном
новшестве, им
примененном.
Для
облегчения
междуэтажных
перекрытий
он
использовал
потолки без
штукатурки,
оформленные
кессонами из
досок.
Кессоны с
гладким дном
или с
точеными
фигурными
украшениями
обогатили
как
интерьеры
дворца, так и
арсенал
декоративных
архитектурных
приемов
русского
классицизма.
Живописность
лежит в
основе
планировки и
объемно-пространственного
решения
дворца.
Приорат
составлен из
четырех
прямоугольных
разно
великих
корпусов -
двух
двухэтажных
с высокими
четырехскатными
кровлями и
двух
одноэтажных.
Одно здание в
два этажа
торцом
направлено в
сторону
Черного
озера, другое
- равное ему
по высоте, но
меньшее по
занимаемой
площади,
примыкает к
нему
вплотную и со
стороны
двора
образует с
первым
единый фасад,
но под
отдельной
крышей. Между
этими
зданиями,
совпадая с
ними в
фасадных
линиях,
впритык
поставлен
одноэтажный
флигель
окнами к
озеру. Над
входом
флигеля
устроен
навес,
опиравшийся
первоначально
на земляную, а
позднее на
деревянную
колонну. Вход
ведет в башню,
пять ярусов,
которой
вырастают
почти на
месте
соединения
трех
корпусов. К
боковой
стене
меньшего
двухэтажного
блока
пристроен
одноэтажный
в плане
близкий к
квадрату
флигель с
трехгранной
апсидой и со
стрельчатыми
окнами.
Наружные
стены и
ограда
дворца
укреплялись
контрфорсами.
Простая
горизонтальная
тяга,
разделяющая
этажи, и
деревянные
модильоны
карниза
являются
декоративными
единственными
элементами
фасадов.
Ясность
композиции
сочетается с
гладкими
фасадными
стенами, не
имеющими
украшений, но
впечатляющими
своей
монастырской
строгостью.
Суровость
архитектуры
смягчена
цветом
здания, его
чистыми
локальными
тонами. Все
детали
поражают
идеальными
пропорциональными
соотношениями,
гармонией
частей и
целого,
масштабным
соответствием
с окружающим
пейзажем.
Как
выглядел
дворец
внутри?
Четыре
нижние
комнаты и три
на втором
этаже имели
одинаковую
отделку стен.
Их
штукатурная
поверхность
окрашивалась
клеевой
краской
легкого
розовато-золотистого
(палевого)
цвета. На этом
фоне
выделялись
белые двери,
подоконные
доски, шкафы и
светло-желтые
переплеты
оконных рам.
Белые
плинтусы,
подчеркивая
форму комнат,
заключали
плоскость
пола, сбитую
из широких
досок,
окрашенных
светло-желтой
охрой,
натертую до
блеска
воском.
Кессонированные
фигурные
деревянные
плафоны
тонировались
либо разными
красками (как
в капелле),
либо под цвет
стен (на
первом этаже),
либо
покрывались
белилами.
Отапливалось
здание
каминами и
кафельными
печами.
Освещался
дворец на
первом этаже
хрустальными
жирандолями,
настольными
и настенными,
во втором -
золочеными
бронзовыми
стенниками. В
каждой
комнате
стояли
ломберные,
инкрустированные
перламутром
или красного
полированного
дерева столы,
консоли,
крытые
мраморными
досками.
Часть
диванов,
стульев и
кресел -
краснодеревные
с сиденьями,
обитыми
сафьяном,
часть - резные,
золоченые,
крытые
пунцовым,
зеленым или
малиновым
бархатом. В
некоторых
комнатах
висели
соломенные
шторы, в
остальных - из
белого
полотна, И
непременной
принадлежностью
каждой
комнаты, как
свидетельствуют
описи
убранства,
были зеркала,
иногда о двух
стеклах, в
золоченых
рамах,
украшения из
фарфора и
мрамора. Все
здесь
создавало
приветливую
колористическую
среду,
типичную для
жилых покоев
русской
усадьбы
конца XVIII века.
Использованы
материалы из
Большой
Советской
энциклопедии,
Гуманитарного
портала Cult.ru
и
независимых
источников.