Расположенный на берегу Черного озера,
Приоратский дворец отражается в воде.
Его белые стены лишены убранства,
особую живописность и художественный
эффект достигнут самой композицией -
асимметричным сочетанием простых
архитектурных объемов: энергичная
вертикаль узкой граненой башни с
высокой шатровой крышей, затем
основной двухэтажный корпус и, наконец,
одноэтажная асимметричная пристройка,
так называемая "Капелла" со
стрельчатыми окнами.
Силуэт здания удачно перекликается с
верхушками окружающих деревьев.
Обрамлением дворца служит огромный
зеленый массив парка.
Приорат не только дал парку его
историческое наименование -
Приоратский, но поныне сохранил свое
доминирующее значение в панораме.
Зеркальное отражение маленького
дворца в глади Черного озера сообщает
ему почти сказочную поэтичность.
Романтический образ одинокого дворца,
отражающегося в водах тихого озера,
воспринимается с особой остротой и
остается надолго в памяти.
В 1895 г архитектор Н.В.Дмитриев
опубликовал чертежи Приората, а также
предварявшую их записку Львова -
краткое описание самого здания: "Долина,
на которой расположено строение
земляного Игуменства,- писал Львов,-
лежит между двух гор в конце Черного
озера в Гатчине, окружена с трех сторон
лесом, а с четвертой - водою. С
полуденной стороны проезд к воротам по
правому берегу сухим путем, а с
северной стороны к пристани и водою.
Ограда и две приворотные будки для
жилища привратных служителей сделаны
особым образом от прочего строения.
На правую руку из ворот - земляная битая
кухня, более половины своей высоты в
горе построена".
В
ряду других ансамблей конца XVIII века
Приоратский дворец стоит особняком.
Геометрические, предельно простые
формы основного массива здания
Приората, одноэтажной пятигранной
пристройки к нему и высокой башни с
пирамидальным шпилем, так же
отсутствие какой-либо декорации его
фасадных стен, вызывают в памяти
сооружения, созданные древнерусскими
зодчими.
Приорат можно отнести и к группе
псевдоготических сооружений: в его
облике присутствуют элементы
готического характера - башня,
увенчанная высоким шпилем,
остроконечные кровли, стрельчатые окна
в одноэтажной части здания, которую
принято называть дворцовой Капеллой,
хотя здесь никогда церковная служба не
велась.
Стремление добиться художественного
эффекта путем противопоставления друг
другу простейших геометрических
объемов и общий расчет на восприятие
здания в его природном окружении
сближают дворец с архитектурой
русского классицизма конца XVIII века.
Высота здания от уровня воды до конька
кровли составляла 4 сажени 2 аршина (около
10 м), шпиль - 14,5 сажен (30,88м).
Интересно и колористическое решение
дворцового комплекса: белый цвет стен
сочетался с яркой окраской кровель и
черепицы, сверкали позолотой 5 шаров на
концах коньков и 9 флюгеров над печными
трубами на крышах, деревянные ворота
были окрашены охрой, дорожка, огибавшая
здание была посыпана красным толченым
кирпичом. Возможно, такое цветовое
сочетание было подсказано красными и
белыми плащами рыцарей Мальтийского
ордена.
|